«…В самом начале моей профессиональной деятельности мне часто задавали вопрос, который долго потом терзал мое сознание, мучил беспокойную совесть. Для чего я работаю? А не для того ли, чтобы ощущать свою особую власть над другими людьми? Не стыдно ли мне на занятиях манипулировать несчастными детьми, такими беззащитными, такими доверчивыми?

  И кто дал мне право (или что дает мне право) считать, что я лучше других, в том смысле, что могу им дать что-то полезное...

  Я не случайно начинаю именно с этих первых обид и тревог. Потому что все мы приступаем к работе, не имея никакого опыта. В этом наша особая уязвимость и наше особое счастье.

  Мы учимся на своих первых, самых ощутимых и, кажется, непростительных ошибках. В минуты отчаяния опираемся на свои первые робкие педагогические победы. Именно с этого и начинается практическая работа: с великих целей и бесконечных сомнений в собственном праве и со встречи с людьми, которые видят в тебе то всесильного советчика, то наглого самозванца…»1

  Так начинают свое повествование Марина Кравцова и Ольга Шевнина в «Курсе выживания для школьного психолога». Эти слова созвучны и с моими самоощущениями по истечении двух лет работы в школе, поэтому мне и захотелось их привести здесь, на страницах раздела «Консультирование» - одного из самых сложных и одновременно самых интересных направлений работы психолога.

  Вместе с авторами «Курса выживания для школьного психолога» хочется напомнить читателям (а кому-то впервые дать прочесть) Клятву школьного психолога, которая представлена на страницах учебника «Практическая психология образования» под редакцией И. В. Дубровиной:

  «Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, — для тех, кто идет ко мне.

  Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного — быть для людей тем, кому можно довериться.

  И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

  И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности».

РАБОТА СО СТРАХОМ СМЕРТИ. ПЕРЕЖИВАНИЕ ГОРЯ.


1 Кравцова М.М., Шевнина О.В. Курс выживания для школьного психолога. — М.: Генезис, 2006. — 192 с. – с. 4-5.